О проекте

Программа (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, в рамках реализации задачи I «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития», мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей»

Проект: 02.08-003-п-Ф-243 «Внедрение программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья» (разработанных в рамках ФЦПРО в 2010 году для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта)»

Исполнитель: Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» (АНО «НМЦ «СУВАГ»)

Руководитель проекта: Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна

Настоящий проект является логическим продолжением работ, выполненных в 2010 году по Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, в рамках реализации проекта «Формирование инновационных подходов к внедрению программ предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей-инвалидов, способствующих формированию спроса населения на услуги профильного обучения (профессионального образования) в соответствии с потребностями рынка труда».

Профессиональное образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как ключевая составляющая системы их непрерывного образования, значительно расширяющая возможности их последующего трудоустройства. Требования рынка труда к профессионализму и мобильности кадров являются основой для формирования системы непрерывного профессионального образования, системы нового качества, обеспечивающей реализацию способностей, запросов и возможностей личности на протяжении всей жизни. Достижение подобного качественного уровня требует модернизации системы образования на основе разработки новых концептуальных подходов к созданию гибких, открытых, многоуровневых систем непрерывного профессионального образования, адекватно отражающих структурные изменения в экономике и социальной политике государства, запросы различных социальных групп, в частности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим актуальным является вопрос внедрения инновационных программ предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с потребностями рынка труда.

Одним из основных этапов инновационных разработок является их внедрение в практику образовательных учреждений.

Однако существуют факторы, которые препятствуют внедрению инновационных технологий в образовательный процесс:

  • недостаточный уровень квалификации специалистов по вопросам предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • недостаточное количество учебно-методической литературы и оборудования по данному направлению;
  • слабая и/или практически отсутствующая информационная база инновационных технологий.

Совершенствование работы по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях может быть достигнуто, преимущественно, за счет качественного использования потенциальных возможностей педагогов и предполагает целенаправленную деятельность управленцев в части организации особых педагогических условий для реализации поставленных методических задач в условиях вариативности образования на основе ценностно-целевого подхода в управлении образовательной организацией.

В рамках настоящего проекта планируется осуществить подготовку кадров для внедрения инновационных программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Функционирование системы подготовки кадров будет базироваться на следующих принципах:

  • ориентация образовательных программ на различные целевые группы (руководители и специалисты органов управления образования, руководители и педагогические работники образовательных учреждений) за счет модульного принципа их построения;
  • обеспечение качества реализуемых программ и использования лучших методик и новых учебно-методических материалов;
  • выявление «точек роста» (отбор и описание опыта, накапливаемого в ходе реализации инновационных образовательных программ и проектов);
  • использование сетевой схемы организации процесса повышения квалификации, которая должна способствовать распространению опыта, накопленного в «точках роста»;
  • отбор эффективных средств обучения.

Проект направлен на реализацию основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (пункт 3 «Удовлетворение потребностей в современном образовании» «Будет продолжено создание условий для качественного обучения и успешной социализации лиц с особыми нуждами и ограниченными возможностями здоровья»; пункт 6. «Создание условий для стабильного роста доходов населения» «Будут осуществлены меры по интеграции инвалидов в общественную и трудовую деятельность»); Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (пункт 3.3 «Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья», пункт 3.5 «Создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями»); Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 17 апреля 2009 г. № Пр-937.

1.2. Цели и задачи реализации проекта:

а) цели и задачи проекта

Цель проекта: Организация научно-методического сопровождения инновационной деятельности общеобразовательных учреждений по внедрению инновационных программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

Методологическая – осуществить постановку проблемы в рамках данного проекта, предложить методы и средства для ее комплексного решения.

Аналитическая - провести анализ существующих программ подготовки специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководящих и педагогических работников образовательных учреждений по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технологическая – разработать комплекс образовательных программ и их методического обеспечения для подготовки специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководящих и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам внедрения программ по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Практическая - провести обучающие мероприятия по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

б) целевой индикатор и показатель направления деятельности в рамках задачи 1, мероприятия 2, подмероприятия 2.8 Программы, достижению значений которых будет способствовать реализация проекта

Показатель № 1: Доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста.

Показатель № 6: Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, в общей численности учителей.

в) область практического использования и применения результатов выполнения работ (оказания услуг) в системе образования с указанием конкретных категорий специалистов, конкретных уровней и ступеней образования, пользователей результатов работ (услуг):

Объектами практического использования и применения результатов выполнения работ являются:

- образовательные учреждения дополнительного профессионального образования при обучении и повышении квалификации педагогических работников всех уровней и административно-управленческого персонала образовательных учреждений;

- работники образовательных учреждений в системе общего и профессионального образования в рамках реализации образовательных программ, связанных с предпрофильной подготовкой и профессиональной ориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях по программам предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации, а также их родители.

Результаты работ могут быть использованы в общероссийской системе оценки и контроля качества образования, а также для распространения лучших региональных комплексных проектов модернизации образования.